Каримова Альфия Филаритовна
Опыт работы по теме “Использование эффективных форм и методов работы для освоения дошкольниками правил безопасного поведения в различных ситуациях”Опыт работы по теме “Использование эффективных форм и методов работы для освоения дошкольниками правил безопасного поведения в различных ситуациях”. Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности. К сожалению, наша ментальность «игнорирует» бесценность человеческой жизни, поэтому «сверхзадача» состоит в том, чтобы дети поняли: человеческий организм - сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать. Этот вопрос нашел отражение в ФГОС, требующие создания образовательной среды, которая: 1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; 2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат. Работая в детском саду, заметили, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Мы согласны с мнением многих педагогов, что нельзя растить детей «отчужденных» от жизни на данном этапе. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Поэтому необходимо использовать различные формы и методы работы, чтобы cоздать условия для формирования у детей навыков безопасного поведения. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы. Актуальность. Актуальность темы обусловлена объективной необходимостью найти наиболее эффективные формы и методы работы для освоения дошкольниками правил безопасного поведения в различных ситуациях. Безопасность для дошкольника - это не заучивание правил, а формирование безопасного образа жизни - он учится правильно существовать в огромном мире, познавая его; избегать опасностей, а не провоцировать их. Поэтому очень важно, чтобы с самого раннего детства ребёнок грамотно обучался безопасности. Подготовку человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Цель– воспитание у детей ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности. Задачи: 1) обучить воспитанников умению распознавать и оценивать опасности окружающей; 2) раскрыть систему знаний об опасностях различного происхождения, мерах по их предотвращению, ликвидации их последствий; 3) привить воспитанникам навыки защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в ситуациях, опасных для их физического, психологического здоровья и жизни. Практическая значимость представляемого опыта состоит в подборе системы занятий по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения. На подготовительном этапе данной работы подобрали и изучили необходимую литературу, обновили предметно-развивающую среду в группе (новые игры, активизирующие познавательную активность детей, материалы и оборудования для конструирования, рисования, экспериментирования, театрализованной деятельности, атрибуты для сюжетно-ролевых игр), что способствовало обогащению игрового опыта детей. Формы работы для освоения дошкольниками правил безопасного поведения в различных ситуациях. Исходя из особенностей восприятия и понимания детьми информации, использовали основные формы работы по данной проблеме: · ознакомление с правилами безопасности на специально организованных занятиях. Были организованы открытый показ с воспитанниками младшей группы непрерывной образовательной деятельности “Дремушка”по формированию представлений о ЗОЖ, открытый показ с воспитанниками старшей группы непрерывной образовательной деятельности”Встреча с волшебником” по формированию представлений о ПДД. На НОД использовались ИКТ. · ознакомление с правилами безопасности посредством чтения и обсуждения литературных произведений. На практике убедилась, что литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни. Примером для детей служат литературные произведения: сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», “Красная Шапочка”, “Колобок” и др. · минутки безопасности.Ежедневные «минутки безопасности» способствуют закреплению знаний и умений личной безопасности у наших воспитанников. Мы рассматриваем и обсуждаем потенциально опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, обращая внимание детей на недопустимость их возникновения (н-р, умение правильно спускаться по лестнице, умение работать с ножницами не только на занятиях, но и в режимных моментах и тд.). · игры-драматизации сказок, в том числе и на новый лад. Разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного и безопасного поведения, умение поступать в соответствии с правилами безопасности. Поскольку правильное поведение в опасных ситуациях поощряется, а неверное осуждается, то дети в большинстве случаев хотят подражать ответственным персонажам. Как члены ЮПИДа представили вниманию воспитанников детского сада сказку на новый лад по ПДД “Колобок”. · познавательные беседы. В беседе уточняли, закрепляли и расширяли знания детей об окружающей действительности. У детей формировали преставления о пожарной безопасности,ПДД, правилах поведения с незнакомыми людьми, в быту и на природе.
· решение проблемных ситуаций способствуют обогащению представлений о способах поведения в различных жизненных ситуациях. · Экскурсии и целевые прогулки помогают закладывать фундамент конкретных представлений о безопасности жизнедеятельности. Детей знакомили с дорожными знаками, пешеходным переходом, c различными видами транспорта, с объектами природы. · просмотр мультфильмов. Сейчас много поучительных мультфильмов о безопасности. Дети с удовольствием смотрят мультфильмы “Аркадий Паровозов идет на помощь “, “Ослик Тротро” (открытый показ с воспитанниками младшей группы непрерывной образовательной деятельности “Дремушка”по формированию представлений о ЗОЖ), “Уроки тетушки Совы” и др. · встреча с интересными людьми (сотрудниками МЧС). В детском саду проводилась учебная тревога. Дети на практике узнали, как вести себя в случае пожарной тревоги, где находится запасный выход. Сотрудники МЧС рассказали о своей профессии, продемонстрировали, как работает пожарная машина, а также одежду пожарного. · игры (словесные, дидактические, подвижные, ролевые).При помощи дидактических игр дети получают много представлений об основах безопасности (н-р,«Телефон»- знакомство с номерами телефонов службы спасения; « Кому что нужно?»- представление детей о предметах, которыми пользуются в своей деятельности врачи, пожарные, полиция, и др.). А в сюжетно-ролевой игре дети узнают не только как готовить обет, стирать, но и так же, что ребёнку нельзя пользоваться опасными предметами домашнего быта ( спички, газовые плиты, электрические розетки и т.д.), нельзя открывать чужому человеку дверь, как звонить в скорую помощь, в пожарную часть, полицию. · досуги -мероприятия, организуемые в рамках досуговой деятельности, дарят дошкольникам яркие впечатления, и вместе с тем в увлекательной форме ребята получают новые знания о безопасности и становятся инициативнее и самостоятельнее. · мультимедийные презентации ; презентации позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни. · эксперименты и опыты. В процессе опытно-экспериментальной деятельности с детьми объяснить, какую опасность таит в себе та или иная ситуация, от чего она возникает, что нужно делать при опасности; формировать навыки пользования средствами индивидуальной защиты. В процессе экспериментальной деятельности дети убедились, например, что автомобили не могут резко остановиться и тд. · В этом году мы решили организовать отряд ЮПИД- отряд юных помощников инспекторов движения. Создание команды ЮПИД осуществлялось с целью организации и проведения работы с детьми по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, пропаганды безопасного поведения на дороге, развития ответственности в обеспечении безопасности жизнедеятельности, воспитания правовой культуры дошкольников. Основными задачами данной работы является: изучение ПДД детьми, расширение, развитие знаний, воспитание соответствующих навыков поведения, использования их в повседневной жизни. При изучении с дошкольниками правил дорожного движения учитываем три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой города: ребенок – пешеход; ребенок – пассажир городского транспорта; ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, самокат, санки, ролики и др.). Работу по формированию основ безопасности у детей провожу, охватывая все виды детской деятельности, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность, реализовывал в играх, закреплял знания и умения на прогулке, ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной повседневной жизни, на практике за пределами дошкольного учреждения. Детскому саду и родителям нужно объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры безопасного поведения. Мы проводим пропаганду безопасного поведения в быту, на природе, на улице всех участников дорожного движения средствами наглядной информации: папок-передвижек, буклетов, консультаций , выставки рисунков, а также совместное пополнение предметно-развивающей среды с целью предупреждения опасного поведения на улице и в быту. Методы работы для освоения дошкольниками правил безопасного поведения в различных ситуациях. · Метод наглядного обучения применялся для закрепления представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушений. · Игровой метод (настольно – печатные игры, дидактические игры, сюжетно ролевые игры, подвижные игры)применялся при знакомстве детей с источниками опасности в быту, когда уточняли и систематизировали данные представления, учили различать потенциально опасные предметы, формировали представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения, знакомили с необходимыми действиями в случае опасности. · Словесный метод используется при обсуждении и рассматривании с детьми наиболее типичных опасных ситуациях. · Активный метод. Физическая подготовка ребёнка – один из основных факторов, влияющих на поведение человека период, когда в опасной ситуации. Это всё выполняется на физкультурных занятиях, в подвижных играх, на прогулках, гимнастиках. Дошкольный возраст — важнейший формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы фундамента жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. 1.Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009 - 144 с.). 2. Лыкова И.А. Шипунова В.А. Азбука безопасного общения и поведения.-Издательский дом “Цветной мир”, М.2015 3. Лыкова И.А. Шипунова В.А. Дорожная азбука. - Издательский дом “Цветной мир”, М.2015 4. Лыкова И.А. Шипунова В.А. Опасные предметы, существа и явления. - Издательский дом “Цветной мир”, М.2015 5. Лыкова И.А. Шипунова В.А. Огонь-друг, огонь- враг. - Издательский дом “Цветной мир”, М.2016 6. Шипунова В.А. Детская безопасность. - Издательский дом “Цветной мир”, М.2016 7. https://nsportal.ru/sites/default/files/2014/08/29/bezopasnost_konspekt_1.doc 10. https://webmaster.yandex.ru/siteinfo/?site=ds32.obrblag.info 15 ноября 2019 в 13:28
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.